Вчера завершился Пятый профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». Три интенсивных дня включили работу в пленарном заседании и многочисленных научных секциях. Современные технические коммуникации позволили подключиться к участию в мероприятиях Форума нескольким тысячам членов Российского профессорского собрания, общественной организации, насчитывающей свои отделения в 75 регионах России и более 8000 членов, объединяющей, по сути, всю отечественную профессорскую элиту.
Член Общественной палаты Республики Марий Эл и Общественной палаты России, профессор Татьяна Михеева, поделилась своими впечатлениями о наиболее запоминающихся выступлениях, дискуссиях.
«Значимость нынешнего Форума подчеркивает не только актуальность темы, но и участие в нем представителей органов государственной власти федерального уровня: Дмитрия Чернышенко, заместителя председателя Правительства РФ; Валерия Фалькова, министра науки и высшего образования; Сергея Кравцова, министра просвещения; Сергея Кабышева и Лилии Гумеровой – председателей комитетов по науке и высшему образованию обеих палат российского парламента и др. Подобное представительство убеждает, что поднятые во время выступлений, дискуссий проблемы выйдут за рамки обсуждения только в профессорском сообществе и будут услышаны властью.
В числе некоторых наиболее животрепещущих конечно же был вопрос о «постболонском синдроме». Как справедливо отмечали многие выступающие, Болонская система образования России ничего не дала. Замечательное отечественное образование, традиции которого были заложены еще в Российской империи, Советском Союзе, является уникальным. Подготовка специалистов была на высочайшем уровне, их востребованность в мире очевидна. Полностью согласна с профессором Кабышевым, что настала пора отказаться от уничижительного подражания западным ценностям. Должна быть определена парадигма развития высшего образования на основе национальных приоритетов.
Внешние обстоятельства наложили отпечаток на академическую мобильность. Как подчеркнул министр В.Фальков, сетевые образовательные программы с зарубежными вузами сейчас нужно переориентировать с Запада на Восток, начать использовать большой потенциал Юго-Восточной Азии, Китая, Индии и продвигать российское образование именно туда. А по мнению его коллеги С. Кравцова, педагогическое образование должно перестроиться на мобильность внутри страны.
Не осталась без внимания волнующая профессорское сообщество тема публикационной активности, наукометрических показателей преподавателей вузов. До изменившихся внешних условий критериями оценки их научной деятельности были публикации в зарубежных журналах, индексируемых в базах Web of Science и Scopus. Пришла пора решительно отказаться от этого. Следует согласиться с Александром Чубарьяном, председателем Общественного совета при Минобрнауки РФ, что необходим национальный список отечественных журналов с высоким рейтингом.
Запоминающимся, содержательным и очень позитивным стал доклад Александра Аноприенко, ректора Донецкого национального технического университета, о развитии инженерного образования в Донбассе, реинтеграции его в российское научное пространство. На вопрос, что мешает сейчас развитию отечественного высшего образования, последовал молниеносный решительный ответ: «Мешает нам лишь комплекс неполноценности. Российские университеты давно уже перегнали западные».
Единодушным стало мнение о создании национальной стратегии образовательной политики, включающей создание единого образовательного пространства, новые образовательные стандарты, обновленную нормативную базу».