11 июля 2018 года в г. Йошкар-Оле состоялось пленарное заседание Комиссии Общественной палаты России по ЖКХ, строительству и дорогам и Общественного Совета при Федеральном дорожном агентстве по вопросу «Задачи и перспективы реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204, в отношении дорожной деятельности в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью». В заседании приняли участие члены Общественной палаты Герман Дементьев, Татьяна Михеева, Ольга Полетило, Леонид Краев, Валерий Ершов, Роман Золотухин.
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты России по ЖКХ, строительству и дорогам, председатель Общественного совета Росавтодора Петр Орлов, открывая заседание, отметил, что основным подспорьем регионов для исполнения «майского» указа главы государства является увеличение финансирования на дорожное хозяйство в два раза. Но, по словам Петра Орлова, нужно также решать вопросы тарифного регулирования, применения новой техники и дорожно-строительных материалов.
Глава Марий Эл Александр Евстифеев, приветствуя участников выездного заседания Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, отметил, что сеть автомобильных дорог республиканского значения включает в себя 434 дороги общей протяжённостью чуть более 3 тыс. км, из них свыше 2,6 тыс. км имеют асфальтобетонное покрытие, а 340 км - щебёночное или гравийное. При этом Глава региона акцентировал, что даже такой показатель щебеночного покрытия для дорог является приемлемым, поскольку республика не обладает соответствующими природными ископаемыми и такой материал, как щебень и гравий, завозятся в регион из других субъектов.
Александр Евстифеев также обратил внимание, что пока на федеральном уровне уделяется недостаточно внимания региональным дорожным вопросам.
«Моя позиция такая: качество дорог сегодня критикуемое, но оно не уступает сопоставимым субъектам. Просто мы честно называем вещи своими именами. Современное состояние дорог в республике плохое, мы говорим об этом открыто, на всю страну и это состояние должно быть изменено, дороги должны быть достойными. Пусть не по 11 показателям, пусть по 3 показателям, но это должно быть ощутимо. Здесь подспорье нам – позиция Президента, есть политическая воля, юридически оформленная - указ Президента. Наша совместная задача с федеральными и с региональными структурами этот указ выполнять», - в интервью журналистам сказал Глава Марий Эл.
Правительством Республики Марий Эл законодательно увеличено количество источников доходов дорожного фонда до 15. Однако общий его объём крайне недостаточен для достижения целевых показателей, обозначенных в «майском» Указе Президента Российской Федерации. Об этом собравшимся рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Марий Эл Александр Сальников. В своем докладе он подробно остановился на вопросах состояния дорог, задачах и перспективах развития дорожного хозяйства республики в свете «майского» Указа Президента РФ.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства, 98 процентов дорог региона не соответствуют нормативному состоянию. Кроме этого, требуется ремонт 19 мостов и замена 80 км дорожных ограждений на барьерные. Чтобы привести в нормативное состояние более 50 процентов автодорог республики, а также снизить перегрузку и аварийность, необходима финансовая помощь на период до 2024 года в размере чуть более 59 млрд. рублей. В рамках прогнозируемого объема дорожного фонда сама республика сможет выделить около 5 млрд. рублей. Дополнительная потребность федеральных средств составляет более 54 млрд. рублей.
«Мне очень импонирует то, что в Марий Эл очень профессиональные и подготовленные дорожные кадры, они применяют все достижения, которые сейчас применяются во всей России. Я думаю, если увеличить финансирование, то эти деньги пойдут на благодатную почву», - отозвался о Марий Эл заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам.
При этом Петр Орлов отметил, что увеличение финансирования затронет не только Марий Эл, это будет касаться всех субъектов страны.
«Штрафные санкции уходят в дорожный фонд, это худо-бедно 60-70 миллиардов рублей по году на всю страну. Тоже самое по акцизам, хотя акцизы уменьшились, но все равно порядка 400 млрд. будут дополнительные средства, если соблюдать указ Президента. В целом мы сегодня собрались, чтобы посмотреть из глубины, с территории, что нужно говорить на федеральном уровне, что нужно говорить Народному фронту, депутатам Госдумы, федеральной дорожной службе, чтобы они прониклись этой тематикой. Мне кажется, что они пока недостаточно уделяют внимания именно территориальным дорожным вопросам», - резюмировал Петр Орлов.
Напомним, Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года определяет национальные цели и стратегические задачи развития страны на период до 2024 года. Документ конкретизирует, нормативно закрепляет положения, озвученные в мартовском Послании Федеральному Собранию, и нацелен на продолжение социально ориентированной политики Главы государства.
В части безопасности дорожного движения согласно Указу через шесть лет в России половина региональных дорог должна быть приведена в нормативное состояние. Кроме того, на 10 процентов необходимо снизить количество автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки. Также к 2024 году должно быть снижено количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в 2 раза, а число смертности в результате ДТП в 3,5 раза — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения.