12 октября 2017 года на базе Межрегионального открытого социального института состоялось заседание «круглого стола» по теме: «Безопасность движения в Республике Марий Эл, общественный контроль». Организатором «круглого стола» выступила Комиссия Общественной палаты Республики Марий Эл по вопросам совершенствования законодательства и общественной экспертизе законов и иных нормативных актов.
В заседании приняли участие представители УГИБДД МВД Республики Марий Эл, Общественного совета при МВД, прокуратуры республики, Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ГКУ «Марийскавтодор», МУП «Город», территориального отдела госавтодорнадзора по Республике Марий Эл, МП «Троллейбусный парк», члены Общественной палаты.
Участники круглого стола, обсудив вопросы безопасности дорожного движения в рамках надзорной деятельности отмечают, что уполномоченными органами проводится большая работа по соблюдению законодательства, регулирующего условия безопасности движения на территории республики.
За 9 месяцев 2017 года были реализованы мероприятия, предусмотренные государственной программой Республики Марий Эл «Развитие транспортной системы и повышения безопасности дорожного движения на период до 2022 года. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения неоднократно рассматривались на заседаниях Правительственной комиссии Республики Марий Эл по обеспечению безопасности дорожного движения (о создании адресных программ по обустройству пешеходных переходов, о ходе работ по восстановлению улично-дорожной сети, разрушенной в период весенней распутицы и др.).
Дмитрий Бороухин, начальник отдела ДПС УГИБДД МВД по Республике Марий Эл, и Сергей Репин, заместитель начальника отдела надзора УГИБДД МВД по Республике Марий Эл отметили следующее.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что основными видами неудовлетворительных дорожных условий вблизи места совершения ДТП за 2017 год являются: отсутствие, износ горизонтальной дорожной разметки – 211 ДТП; отсутствие дорожных знаков в необходимых местах – 113 ДТП; недостатки зимнего содержания – 70 ДТП; отсутствие пешеходных ограждений в необходимых местах – 67; дефекты покрытия – 43 ДТП; неудовлетворительное состояние обочин – 33 ДТП; отсутствие, неисправное освещение – 3 ДТП.
За 9 месяцев 2017 года на улично-дорожной сети республики при сопутствующих неудовлетворительных дорожных условиях зарегистрировано 313 ДТП (АППГ: 328; снижение на – 4,6%), в которых 24 (АППГ: 37; снижение на – 35,1%) человека погибло и 452 (АППГ: 449; рост на – 0,07%) получили ранение различной тяжести.
В целях улучшения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Республики Марий Эл территориальными подразделениями Госавтоинспекции Республики Марий Эл в адрес мэра г. Йошкар-Олы и глав администраций районов направлены предложения по изменению схем организации дорожного движения на улично-дорожной сети, проведения реконструкций перекрестков, по обустройству наружным стационарным электрическим освещением, по нанесению горизонтальной дорожной разметки с использованием термопласта, по установке пешеходных ограждений, по обустройству пешеходных переходов и остановок общественного транспорта в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Ольга Лаптева, помощник прокурора Республики Марий Эл, проинформировала о том, что органами прокуратуры республики за период с 01.01.2017 по 01.09.2017 в сфере обеспечения безопасности дорожного движения выявлено 1223 нарушений, в целях устранения, которых принесено 142 протеста, в суды направлено 170 исков, внесено 206 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 194 лица, к административной – 43.
В результате принятых мер прокурорского реагирования произведена расчистка от снега и наледи 108 улиц, обеспечено освещение 92 улиц, установлен и отремонтирован 101 дорожный знак, проведен ремонт 41 дороги местного и республиканского значений, приняты меры по устранению нарушений законодательства на 40 перекрёстках автомобильных дорог, имеющих 95 пешеходных переходов, в том числе светофорных объектов, по нанесению дорожной разметки.
Юрий Черкасов, начальник отдела безопасности дорожного движения ГКУ «Марийскавтодор», отметил, что одной из основных причин совершения ДТП является и то, что технический уровень существующих автодорог не отвечает современным требованиям. В связи с недостаточным финансированием дорожных работ из республиканского бюджета Республики Марий Эл не в полном объеме проводятся работы по ремонту и реконструкции автомобильных дорог.
ГКУ «Марийскавтодор» в период с 2009 по 2016 г. проводили диагностику с целью оценки транспортно-эксплуатационного состояния автодорог. Общее состояние их показывает, что только 21,8% дорог имеют допустимое состояние, 78,0% - имеют недопустимое состояние, и только 0,264% имеют нормативное состояние.
Требуют ремонта, капитального ремонта или реконструкции 98,7% протяженности автомобильных дорог.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 г. № 658 установлены нормативные межремонтные сроки, которые по капитальному ремонту в зависимости от категории дороги составляют 10-24 года. В соответствии с ними из общего количества автодорог общего пользования республиканского значения ежегодно необходимо только капитально ремонтировать 260-280 км.
За последние 17 лет с 2000 по 2016 годы в результате недостаточного выделения финансовых средств из республиканского бюджета среднегодовой объем работ по ремонту дорог составлял от 60 (в 2003 г.) до 0 километров в 2008 и 2015 годах. Работы по капитальному ремонту дорог не выполнялись вообще. В результате этого протяженность автодорог, требующих ремонта, сравнялась с протяженностью всей сети автодорог общего пользования. Об этом же свидетельствуют данные диагностики.
Участники «круглого стола» также отметили, что отсутствуют достаточное количество вело-дорожек для занятий велосипедным спортом, что вызывает справедливые нарекания граждан.
Немалое количество ДТП происходит в темное время суток. При этом виноваты не только водители, но и пешеходы, которые внезапно появляются на оживленных магистралях, переходят улицу вне пешеходных переходов. Преобладающими причинами совершения ДТП является неправильный выбор скоростного режима, несоблюдение требований знаков, светофоров и дорожной разметки.
Участники «круглого стола» обратили внимание на необходимость освещения средствами массовой информации не только самого факта ДТП, но и причин их совершения.
Недостаточно активно осуществляется взаимодействие с общественными советами и иными общественными организациями с соответствующими ведомствами по выработке и проведению совместных профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
В целях соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и снижения количества аварийности на дорогах Республики Марий Эл, по итогам «круглого стола» были выработаны рекомендации Министерству внутренних Республики Марий Эл, Управлению ГИБДД, Министерству образования и науки Республики Марий Эл, СМИ и Общественной палате Республике Марий Эл.