19 сентября 2017 года состоялось заседание «круглого стола» на тему: «О реализации государственной программы «Доступная среда» в Республике Марий Эл в 2017 году». Мероприятие было проведено Региональным отделением Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Республике Марий Эл и Общественной палатой Республики Марий Эл.
В заседании приняли участие Н.В. Ефремова – руководитель регионального исполнительного комитета Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»; Л.Н. Яковлева – уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл; Е.В. Иванова – прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Марий Эл; Н.Е. Попов – заместитель начальника отдела по вопросам функционирования социальных учреждений министерства социального развития республики Марий Эл; А.С. Дождиков – заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»; представители Марийской республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», активисты ОНФ, представители СМИ. Общественную палату республики представили Т.Н. Михеева – заместитель председателя Общественной палаты, А.А. Иванов – председатель Комиссии по социальным вопросам Общественной палаты, С.Г. Анисов – председатель Комиссии по молодежной политике, Н.Е. Богомолова, И.З. Гайсин, Л.В. Лоскутова, Ю.А. Сушенцов – члены Комиссии по социальным вопросам Общественной палаты.
О.Н. Цветкова – руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» марийского регионального отделения ОНФ, отметила следующее: «Решение проблем инвалидности относится к числу приоритетов государственной социальной политики. Это обусловлено тем, что инвалидность является весьма масштабным социальным явлением. В настоящее время в Российской Федерации 12,5 млн. инвалидов, в том числе 640 тыс. тысяч детей-инвалидов. С учётом численности членов семей, в которых проживают инвалиды (дети-инвалиды), проблема инвалидности непосредственно затрагивает интересы примерно 35 – 40 млн. человек, т.е. четверти населения России. Таким образом, масштабность проблемы инвалидности и её глубина (инвалиды по праву относятся к самой социально уязвимой части населения) требуют постоянного внимания власти, принятия экономически целесообразных и социально результативных решений.
Поддержка людей с инвалидностью является одним из важнейших направлений деятельности Рабочей группы Центрального штаба ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА «Социальная справедливость». На протяжении последних лет решение проблем людей с инвалидностью постоянно находится в поле зрения центрального и региональных штабов ОНФ, обсуждаются на площадках форумов, круглых столов и экспертных заседаний различных уровней.
Одним из ключевых направлений деятельности ОНФ в этом направлении является общественный контроль за формированием доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Реализация сформированной по поручению лидера ОНФ Президента Владимира Путина Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2020 годы", целью которой является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни, находится под пристальным вниманием активистов народного фронта, о чём свидетельствуют опубликованные на сайте ОНФ результаты многочисленных рейдов и мониторингов как на общероссийском уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, отдельных городских и сельских поселений. Федеральные и региональные эксперты и члены рабочих групп "Социальная справедливость", включая людей с инвалидностью, отмечают наличие значительных препятствий и барьеров окружающей среды, с которыми ежедневно сталкиваются инвалиды. Правомерность выводов экспертов ОНФ подтверждается результатами проверок Счётной палаты Российской Федерации, Генеральной прокуратуры и региональных прокуратур Российской Федерации.
Особое беспокойство вызывает тот факт, что исполнение госпрограммы "Доступная среда на 2011 - 2020 годы" и выделение огромных бюджетных ассигнований на её реализацию не приводит к заметным позитивным сдвигам общественного мнения. Так, по результатам мониторингов "За доступную среду", проведённых в 2015 - 2016 годах в 79 субъектах Российской Федерации, 26,4% респондентов из числа инвалидов заявили, что за последние 5 лет не заметили существенных изменений доступности объектов и услуг в лучшую сторону, а 4,8% респондентов отметили, что стало хуже. 42% опрошенных считали, что изменения в лучшую сторону если и имеются, то носят несущественный характер. К сожалению, Счётная палата РФ и в 2017 году подтвердила выводы ОНФ и отметила, что по результатам проверок реализации в регионах госпрограммы "Доступная среда" пока не улучшила жизнь инвалидов.
Естественно, что такая достаточно негативная официальная оценка результатов реализации государственной программы, на которую было затрачено только в 2011 - 2015 гг. из средств федерального бюджета около 200 млрд. рублей, заставляет проанализировать, насколько обоснованы и правильны существующие подходы к формированию доступной среды, в том числе в рамках указанной государственной программы.
Сегодня в качестве основной используется объектно-ориентированная модель создания условий доступности. В Государственной программе "Доступная среда" основным целевым показателем (индикатором) является доля физически доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности. Вместе с тем, указанные приоритетные объекты являются лишь "вкраплением" в жизненную среду. Их наличие не делает среду жизнедеятельности доступной с точки зрения непрерывности и целостности, так как на путях пространственного перемещения инвалида возможно наличие элементов среды, являющихся барьерами, в связи с чем добраться до этих приоритетных объектов не представляется возможным. Именно поэтому, у инвалидов, испытывающих потребности в различных видах социальной мобильности, нарушается право выбора необходимых жизненно важных для них маршрутов. В связи с этим экспертами ОНФ предложен новый подход к оценке объёма доступного для инвалидов жизненного пространства с учётом их персонифицированных потребностей, основанный на маршруто-ориентированной модели создания условий доступности. Результаты апробации нового подхода, которые были получены в ходе реализации пилотного проекта в Московской области в первом полугодии 2017 года. В частности, выявлено, что барьеры на путях следования наиболее маломобильных инвалидов (на креслах-колясках и незрячих) ограничивают право выбора ими тех сфер жизнедеятельности, в которых они желали бы проявлять свою активность. Инвалиды вынуждены посещать только те организации, которые являются для них жизненно важными и необходимыми, так как они имеют первостепенное значение для поддержания их здоровья и качества жизни (медицинская помощь, питание, получение государственных услуг, оформление льгот, пенсионное обеспечение и т.п.). Полностью доступных маршрутов выявлено не было. Все маршруты являлись либо недоступные для самостоятельного перемещения, или частично доступными. В связи с этим инвалиды вынуждены либо прибегать к помощи сопровождающих лиц, либо к помощи со стороны находящихся рядом граждан или персональных помощников, либо обходить барьеры и удлинять маршрут следования.
Результаты реализации указанного пилотного проекта доказали, что новая модель оценки и формирования условий пространственной доступности окружающей среды позволяет повысить адресность мероприятий по адаптации объектов и услуг в зависимости от конкретных потребностей людей с инвалидностью, повысить экономическую эффективность проведения мероприятий по созданию условий доступности, сделав затраты на эти цели ориентированными на конечный результат. В конечном счёте реализация нового подхода к оценке существующих барьеров доступности и их ликвидации позволит повысить эффективность существующих механизмов создания доступной среды в условиях бюджетных ограничений, улучшить планирование мероприятий по формированию условий доступности на различных объектах, повысить результативность затрат на эти цели, сделать эту работу в большей степени ориентированной на удовлетворение потребностей людей с инвалидностью и, тем самым, повысить их удовлетворённость, обеспечить создание более гармоничного и комфортабельного жизненного пространства для инвалидов, существенно улучшающего качество их жизни и реализующего их право на социальную мобильность.
В ходе рейдовых мероприятии в 2017 году активисты пришли к выводу, что в городах и районах республики люди с инвалидностью по-прежнему встречаются с непреодолимыми барьерами. Новостройки, тротуары дворов и улиц, большинство зданий учреждений и организаций не адаптированы для инвалидов.»
С.Г. Анисов – координатор по проектной работе регионального исполкома ОНФ в Республике Марий Эл, председатель Комиссии по молодежной политике Общественной палаты, проинформировал участников «круглого стола» об итогах проведенного мониторинга «За доступную среду!».
О реализации государственной программы «Доступная среда» в Республике Марий Эл и в городе Йошкар-Оле в 2017 году сообщили Н.Е. Попов и А.С. Дождиков.