26 ноября 2015 года Комиссией по социальным вопросам и молодежной политике Общественной палаты Республики Марий Эл было проведено заседание «круглого стола» на тему: «Современные тенденции в высшем профессиональном образовании».
Участие в заседании приняли Наводнов В.Г. – директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, Романов Е.М. – депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл, ректор Поволжского государственного технологического университета, Загайнов И.А. – ректор Межрегионального открытого социального института, Кондратенко Е.В. – помощник ректора Марийского государственного университета по учебной работе, представители Министерства образования и науки Республики Марий Эл, студенты и члены Общественной палаты Республики Марий Эл.
Тема образования в современном мире очень актуальна. Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования.
Наводнов В.Г. в своем докладе рассказал об инновационном проекте «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО)», ориентированном на проведении внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС. Владимир Григорьевич отметил, что проект позволяет объективно оценивать знания студентов на различных этапах обучения в соответствии с определенными требованиями. На данный момент в указанном проекте принимал участие только один ВУЗ г. Йошкар-Олы – МОСИ, в результате чего показал очень достойный результат – 2 серебра. Из рассказа Владимира Григорьевича стало ясно, что данный проект набирает обороты, становится более известным и востребованным.
В республике Марий Эл работают три высших учебных заведения. В каждом из них активно применяются информационные технологии, технологии дистанционного обучения, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие принципов цикличности и многоступенчатости.
Романов Е.П. в своем выступлении озвучил 6 трендов образования будущего, которые непременно начинают развиваться в Поволжском государственном технологическом университете: 1. Глобализация образования (академические свободы и академическая стабильность, электронное и дистанционное обучение, интернационализация образования), 2. Размытие границ между уровнями образования (внедрение уровня прикладного бакалавриата и технологической магистратуры, возможность обучения по индивидуальному плану и индивидуальным образовательным траекториям), 3. Поляризация вузовского образования на элитное (офф-лайн) и массовое (онлайн) (реализация проекта элитного обучения и использование технологии e-lerning, специальные онлайн-курсы, выходящие за рамки стандартного учебного плана), 4. Прозрачность вузовской системы (публичность и информационная открытость, принципы «честной игры» PR-служб ВУЗов), 5. Кластеризация ВУЗов, бизнеса и профессиональных сообществ (интеграция науки, образования и производства, интеграция ВУЗов и предприятий оборонно-промышленного комплекса, целевая подготовка студентов для обеспечения потребности в кадрах, профессионально-общественная аккредитация ОП), 6. Развитие инфраструктуры образовательного процесса (развитие инфраструктуры ВУЗов по принципу государственно-частного партнерства).
Контратенко Е.В. отметила в своем докладе некоторые условия, реализация которых будет способствовать формированию «нового качества»: 1) преодоление разрыва между теорией и практикой; 2) превращение студентов в активных участников учебного процесса; 3) необходимость создавать уникальные программы и ориентировать их на работодателей, чтобы избежать конкуренции между ВУЗами.
Загайнов И.А. на примере МОСИ рассказал о современных тенденциях высшего образования. Он отметил, что МОСИ удается конкурировать с государственными ВУЗами абсолютно на уровне. В Институте действует программа поддержки талантливой молодежи, с помощью которой ребята могут учиться практически бесплатно. Аудитории МОСИ оснащены различными технологиями, действую дорогостоящие лаборатории, создана информационная платформа, наполненная интерактивном (видеолекции, аудиолекции, вебинары и т.д.) и многое другое.
По результатам работы «круглого стола» выработаны рекомендации, которые будут направлены всем заинтересованным лицам.