В адрес Общественной палаты Республики Марий Эл поступило письмо депутата Государственной думы В.В. Гутенёва с просьбой провести общественные слушания законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного и внесенного Правительством Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу в июне 2015 года.
Разработанный Правительством РФ законопроект, предусматривает целый ряд законодательных изменений, которые касаются, в первую очередь, заповедников и национальных парков. Законопроект предусматривает запрет на изъятие земельных и лесных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников и национальных парков, учет интересов местного населения при установлении платы за посещение государственных природных заповедников, подлежащих преобразованию в национальные парки, и порядка такого преобразования. Законопроектом предлагается ограничить возможность нового строительства и реконструкции спортивных и спортивно-технических сооружений - объектов капитального строительства на территориях национальных парков.
8 сентября 2015 года Общественная палата Республики Марий Эл совместно с Региональным отделением Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Республике Марий Эл (далее РО ОНФ в Республике Марий Эл) провели общественные слушания предложенного к рассмотрению законопроекта. В обсуждении приняли участие члены Общественной палаты Республики Марий Эл, члены РО ОНФ в Республике Марий Эл, представители министерств и ведомств республики, общественности, а также средств массовой информации.
В своем вступительном слове Михеева Т.Н., председатель Общественной палаты Республики Марий Эл, отметила, что решения проблем сохранения природной среды, в том числе исключение создания причин для необоснованных и незаконных вырубок леса, а также необходимость комплексного подхода к решению задач обеспечения рационального природопользования, придает проведению «нулевых чтений» законопроекта важное общественное значение.
Черных В.В., руководитель рабочей группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса, в своем докладе остановился на целях и задачах законопроекта. В частности он обратил внимание на то, что необходимо дополнить и конкретизировать п.2 ст.6 «Иные природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и ограничены в обороте». Не предусмотрено кому, и какие сделки будут разрешены с иными природными ресурсами, что может привести к злоупотреблениям их использования.
Одним из вопросов, который затронула Полетило О.О., председатель Комиссии по вопросам совершенствования законодательства и общественной экспертизе законов и иных нормативных актов Общественной палаты Республики Марий Эл, был вопрос о взимании платы при посещении государственных природных заповедников. Установление различной платы за посещение в целях познавательного туризма и освобождение от такой платы в зависимости от места жительства человека, будет означать разный подход к людям, находящимся в одинаковой ситуации, т.е. дискриминацию. Вне зависимости от места жительства людей, они должны рассматриваться, как находящиеся в одинаковой ситуации с точки зрения их потребностей в познавательном туризме, поэтому конкретизация и установление единой нормы взимаемой платы за посещение государственных природных заповедников снимет многие вопросы. Целесообразно принять по этому вопросу постановление Правительства РФ для единообразного подхода регионов к этому вопросу.
Пуртова Л.В., председатель Марийской организации Общероссийского Профсоюза образования, доверенное лицо Президента РФ В.В. Путина, член РО ОНФ в Республике Марий Эл, в своем выступлении выразила озабоченность повышением арендной платы на землю для оздоровительных комплексов, расположенных на особо охраняемых территориях, что приводит к нерентабельности их содержания.
Положительную оценку в ходе обсуждения получили инициативы об исключении преобразования государственных природных заповедников в национальные парки и разрешении государственным инспекторам хранить, носить, применять разрешенные в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие, а также введение ограничений на строительство новых спортивных объектов на территориях национальных парков.
Более четко, по мнению участников дискуссии, стоит доработать формулировку подпункта «г»
п. 2 ст. 15 нового законопроекта, и тот перечень ограничений по предоставлению и использованию земельных участков на территориях национальных парков, который расширен в этом пункте, дополнить словами: «создание социально опасных объектов». Безусловно, закон не должен чинить препятствия организации быта жителей населенных пунктов, расположенных в черте национальных парков, но он должен стоять на страже интересов всего населения и исключить малейшие лазейки для нарушения законодательства.
В ходе обсуждения участники общественных слушаний решили одобрить законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внесли ряд замечаний и предложений, которые были включены в рекомендации к законопроекту, и направлены
в Государственную Думу.