В обществе вызывает немало вопросов проект нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Мы попросили доктора юридических наук, профессора Марийского государственного университета, члена Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Республики Марий Эл Татьяну Михееву кратко охарактеризовать основные новеллы законопроекта.
Законопроект внесен в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы депутатом Государственной Думы П. Крашенинниковым и сенатором А. Клишасом.
Согласно пояснительной записке проект федерального закона подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления. По сути инициаторы проекта предлагают новую модель организации и деятельности органов местного самоуправления.
Изменения начинаются уже с первой статьи, определяющей понятие местного самоуправления, которое в предлагаемой редакции выступает как признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации граждан. Заметим, что в действующей редакции закона местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти.
Далее нововведения затрагивают изменение двухуровневой системы организации местного самоуправления на одноуровневую, т.е предлагается сохранить лишь такие виды муниципальных образований как городские округа, муниципальные округа, внутригородские территории городов федерального значения.
При этом структура органов местного самоуправления остается неизменной: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный органы, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Новации затрагивают способы формирования некоторых органов и элементы их статуса. Так единственным способом формирования представительного органа муниципального образования предлагаются муниципальные выборы. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом из своего состава, либо из кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ. Последняя новелла, как поясняют инициаторы, согласуется с предусмотренной Конституцией РФ возможностью участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления.
В связи с чем усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта РФ, в том числе:
- добавлено еще одно из оснований удаления главы муниципального образования в отставку – систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, для чего высшее должностное лицо субъекта РФ должно обратиться в представительный орган;
- также высшее должностное лицо субъекта РФ наделено полномочием выносить предупреждение, объявлять выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее осуществление переданных отдельных государственных полномочий;
- высшее должностное лицо субъекта РФ вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации, которые в течение месяца не приняли мер по устранению выявленных причин, ставших основанием к вынесению предупреждения, объявлению выговора.
Новым в законопроекте является то, что глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта РФ и муниципальную должность.
Законопроектом сокращается перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. По сравнению с действующим законом исключены: голосование по отзыву депутата выборного должностного лица; правотворческая инициатива граждан; конференции граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.
Имеются и другие новеллы, но поскольку законопроект представляет собой 200-страничный труд, поэтому невозможно отразить их все в кратком комментарии.