Вопросам государственной поддержки социально ориентированных НКО в Марий Эл и реализации государственной программы «Доступная среда» было посвящено очередное заседание «круглого стола» 10 декабря 2015 года, организованное Комиссией Общественной палаты Республики Марий Эл по вопросам совершенствования законодательства и общественной экспертизе законов и иных нормативных актов под председательством члена Общественной палаты Российской Федерации О.О.Полетило. Заседание прошло на базе Межрегионального открытого социального института.
В мероприятии приняли участие представители Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл: Жирнов В.М. – заместитель Министра, Сафронова М.В. – начальник организационного отдела, Косолапов А.Н. – начальник отдела по вопросам функционирования социальных учреждений; Ботвич Е.В. – заместитель Министра спорта РМЭ; Лежнина М.А. – заместитель министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл; Мельников В.М. – заместитель министра здравоохранения РМЭ; Лаптева О.А. – помощник Прокурора Республики Марий Эл; Муха Е.В. – помощник Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл; Нефонтов М.С. – начальник отдела социальной защиты детства, опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Марий Эл; Ляпунов А.А. – начальник отдела транспортного комплекса Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства. Также участниками «круглого стола» были представители ВУЗов республики, региональных социально ориентированных общественных организаций и члены Общественной палаты.
Председатель Комиссии Общественной палаты Республики Марий Эл по вопросам совершенствования законодательства и общественной экспертизе законов и иных нормативных актов Полетило О.О. в своем приветственном слове отметила, что поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и реализация программы « Доступная среда» являются очень важными вопросами в политике государства.
Президент России Путин В.В. в своем Послании Федеральному Собранию на 2016 год указал на то, что «в таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семей и детей, нужно больше доверять и гражданскому обществу, некоммерческим организациям. Они часто работают эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях, меньше бюрократизма в их работе», «…считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10 процентов средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счёт бюджетов».
Так и участники «круглого стола» отмечают, что важнейшую созидательную роль в формировании современного гражданского общества, становлении демократии, защите прав и свобод граждан играют некоммерческие организации. Все более существенным становится их вклад как в решении общенациональных, так и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения.
Влияние развивающегося сектора некоммерческих организаций на социально-экономическую ситуацию в стране непосредственно зависит от характера его взаимодействия с Общественной палатой, исполнительными органами государства, местного самоуправления, а также бизнес-процессами, происходящими внутри самой некоммерческой сферы экономики.
Однако, несмотря на существенный потенциал возможностей НКО, в России их деятельность не столь заметна, несмотря на то, что НКО – один из важнейших институтов гражданского общества. Эффективность взаимодействия этих институтов может существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в России.
Жирнов В.М подчеркнул, что с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от «28» декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данный закон установил правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.
Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Марий Эл реализуется в рамках подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Республики Марий Эл «Социальная поддержка граждан» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. № 450.
В 2015 г. в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 г. № 54-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на реализацию государственной поддержки социально ориентированных НКО предусмотрены средства в размере 3 977,0 тыс. рублей, в том числе 3 750,0 тыс. рублей на проведение конкурсных отборов среди социально ориентированных НКО для предоставления им субсидий на реализацию социальных проектов.
Сафронова М.В рассказала, что в период с 23 сентября по 22 октября 2015 года Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл был проведен конкурс для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ поддержки социально ориентированных НКО.
Всего в Республике Марий Эл зарегистрировано 760 общественных организаций, но от социально ориентированных НКО поступило только 45 заявок, а допущено к участию в конкурсах 40. Из вышеизложенного следует, что деятельность НКО в республике не достаточно активна, поэтому следует проводить как можно больше обучающих семинаров по написанию проектов, составлению заявки для участия и т.д.
Победителями признаны по результатам конкурсного отбора 26 НКО, их проекты, получившие поддержку, будут реализованы в 2016 году.
В настоящее время услуги в области социального обслуживания в республике предоставляют 52 поставщика социальных услуг, включенные в реестр. Все поставщики социальных услуг являются государственными учреждениями. Заявления от некоммерческих организаций о включении их в реестр поставщиков социальных услуг в Министерство не поступали. Следует отметить, что некоммерческие организации, функционирующие в республике, оказывают социальные услуги населения посредством реализации социальных проектов, ограниченных периодом их реализации, т.е. не на постоянной основе.
Представители Министерства социальной защиты населения и труда РМЭ также отметили, что в республике в 2015 году продолжалась реализация Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы. По состоянию на 1 ноября 2015 года в Республике Марий Эл проживает 70 691 инвалид, в том числе инвалидов по зрению – 2136 человек, инвалидов по слуху – 700 человек. Кроме того, в Республике Марий Эл проживает около 160900 человек старше трудоспособного возраста, что составляет 23,4% от общей численности населения.
В Республике Марий Эл разработан Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в который включены 263 государственных учреждения. С участием специалистов Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл на каждый объект разработан паспорт доступности, которым определена степень доступности каждого объекта и разработаны мероприятия по обеспечению полной доступности данных объектов для всех групп инвалидов и маломобильных граждан.
В Республике Марий Эл разработаны мероприятия по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Марий Эл в рамках подпрограммы «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» государственной программы Республики Марий Эл «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 годы.
В соответствии с Планом проверок с 1 января по 30 сентября 2015 г. должностными лицами Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, проведены проверки соблюдения 37 юридическими лицами законодательства Российской Федерации в области социальной защиты граждан. В ходе проведенных плановых проверок нарушения по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры выявлены у одного юридического лица. Также проведены внеплановые выездные проверки, в ходе которых было выявлено порядка 5 нарушений юридическими лицами.
Мельников В.М. указал на то, что в настоящее время, Минздравом республики продолжается работа по обследованию учреждений здравоохранения в г. Йошкар-Оле и муниципальных районах республики. Из 75 зданий медицинских организаций, расположенных в г. Йошкар-Оле, 66 оснащены пандусами и оборудованы кнопкой вызова медицинского персонала. Территории медицинских организаций оборудуются специально выделенным местом для парковки транспорта инвалидов (нанесена соответствующая разметка и установлен знак «Парковка для инвалидов»). Во вновь строящихся объектах здравоохранения изначально проектом предусматривается реализация необходимых мероприятий, обеспечивающих доступность объектов к обслуживанию инвалидов и других маломобильных групп населения.
Нефонтов М.С. сказал, что в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» проведены мероприятия по обеспечению доступности маломобильных групп населения в здания образовательных организаций: установлены наружные пандусы перед входами в учебные корпуса и общежития, осуществлена замена дверных блоков и устройств самооткрывания дверей, осуществлен ремонт поверхности тротуаров и подъездных путей, произведен ремонт наружных лестниц, осуществлена замена полового покрытия, установлены поручни, закуплены и установлены информационные знаки, установлено специализированное оборудование «сигнал глухому». Министерство образования и науки Республики Марий Эл продолжило взаимодействие с социально-ориентированными некоммерческими общественными организациями по преобразованию работы в системе помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Лаптева О.А. отметила, что надзор за защитой социальных прав инвалидов и иных маломобильных групп населения был и остается одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Скоординированные усилия заинтересованных ведомств позволили восстановить права значительного числа граждан. Вместе с тем, анализ состояния законности и практики прокурорского надзора показывает, что права инвалидов по – прежнему нарушаются. Наиболее распространенным нарушением закона по-прежнему является не соблюдение ответственными лицами обязанностей по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. При этом, права инвалидов не обеспечиваются на объектах всех видов жизнедеятельности.
Участниками «круглого стола» было отмечено, что реализация мероприятий по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения ведет к повышению уровня социальной интеграции указанных граждан и является приоритетным направлением социальной политики государства. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни республики и страны в целом, поэтому требуется продолжение реализации мероприятий по обеспечению прав инвалидов во всех видах объектов жизнедеятельности, привлечения к указанной работе социально ориентированных некоммерческих организаций.
Также участники подчеркнули то, что некоммерческим организациям следует активнее осуществлять свою деятельность и участвовать во всех конкурсах, которые предлагают им федеральные и местные органы власти.
По итогам «круглого стола» были выработаны рекомендации, которые будут направлены всем заинтересованным лицам.